Из истории института

Историческая справка

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тверской областной институт усовершенствования учителей (ГБОУ ДПО ТОИУУ) создано путем слияния Института повышения квалификации кадров народного образования и областного методического кабинета в 1938 году, о чем свидетельствует Постановление Президиума Калининского областного исполнительного комитета Совета РК и КД № 48 от 7 сентября 1938 года.

До 1966 года институт размещался в четырех комнатах Дома учителя, но уже более 50 лет занимает специально построенное для него здание (типовой проект 8-летней школы) на Волоколамском проспекте города Твери. С 1971 года функционирует построенное рядом общежитие для слушателей курсов, капитально отремонтированное в 2011 году. Тверской институт – один из первых региональных институтов в стране, в обязанности которого входило изучение и оформление опыта лучших работников, создание учебных наглядных пособий, проведение мероприятий по повышению квалификации школьных работников и школьных инспекторов, проведение курсов, семинаров, совещаний, организация стационарных и передвижных выставок по различным разделам работы школ, издание областного методического журнала и т. д.

В разные годы в институте работали известные педагогам всей страны методисты, заслуженные учителя РФ М.Л. Закожурникова, В.Н. Лавровская, Л.И. Лагунова, Н.М. Лебедев, Н.В. Беляева. Их приглашали для чтения лекций для учителей по всей стране, от Прибалтики до Камчатки. В издательстве «Просвещение» выходили их методические пособия, центральные методические журналы заказывали им научно-методические статьи.

Опыт работы института пропагандировал журнал «Народное образование» и Центральный институт усовершенствования учителей, Минпрос СССР в 1995 году наградил институт переходящим Красным знаменем.

На базе тверского института проводились курсы для директоров ИУУ всей России (в 1978 и 1996 гг.), проректоров ИПК и заместителей директоров ИУУ (в 1992 и 2000 гг.), учителей русского языка республик Средней Азии (1984–1988 гг.), учителей русского языка, истории, начальных классов республики Беларусь (1995–1997 гг.).

По поручению Министерства образования РФ коллектив института руководил экспериментальной апробацией системы Л.В. Занкова, новых программ и учебников по математике.

Наши сотрудники проводят научные исследования, защищают кандидатские и докторские диссертации. Ежегодно через все формы обучения повышают квалификацию около 5 тысяч работников образования.

С 1975 года в ИУУ на общественных началах работает областной музей народного образования. В год 60-летия ИУУ (1998 г.) открыт музей института. С 1992 года началось издание областной педагогической газеты «Родник», с 2005 года – психолого-педагогического журнала «Кафедра».

ТОИУУ: хронология деятельности и развития

1938 г. – июнь 1941 г.

Первые шаги в работе. Организация методической работы с учителями. Поиск основных принципов, форм и методов повышения квалификации работников народного образования.

1941 г. – начало 1950-х

Работа института в период Великой Отечественной войны и восстановления мирной жизни. Помощь школам освобожденных районов. Новое «Положение об ИУУ»

(1944 г.). Работа с педучилищами, разработка мер систематической методической помощи учителям начальных школ. Поддержка учителей-фронтовиков. Создание очно-заочной системы повышения квалификации.

Вторая половина 1950-х – 1960-е

Сотрудничество с Калининским педагогическим институтом. Строительство нового здания института на Волоколамском проспекте г. Калинина. Первые массовые методические публикации и обобщение опыта. Поддержка сельских школ. Опорные школы – школы передового педагогического опыта. Борьба с второгодничеством, ориентир на совместную воспитательную работу семьи и школы. Внедрение технических средств обучения. Экспериментальная работа по новым школьным программам. Внедрение элементов научной организации труда в школьную жизнь.

1970-е – начало 1980-х

Создание музея народного образования Верхневолжья. Работа с учителями по реализации задач всеобщего среднего образования молодежи. Деятельность по повышению научного уровня педагогической квалификации. Распространение педагогических знаний среди населения.

1985 г. – 1990-е

Поиски и перемены. Демократизация и гуманизация системы курсовой подготовки. Перестройка методической работы на диагностической основе. Методическое руководство интенсификацией учебно-воспитательного процесса. Формирование традиций. Первые областные конкурсы «Учитель года». Выпуск первого номера периодического издания – газеты работников образования Тверской области «Родник».

Начало 2000-х – 2008 г.

Совершенствование системы повышения квалификации учителей. Базовые принципы образовательных программ повышения квалификации – моделирование, проектирование, рефлексия, соответствие запросам модернизации образования, современным концепциям теории и методики преподавания предмета. Методический и психолого-педагогический анализ подготовки учителя к экспериментальной и исследовательской работе.

Мониторинг эффективности курсов повышения квалификации. Моделирование культуросозидающего образовательного учреждения. Разработка регионального компонента образования. Информатизация образовательного процесса, внедрение модульной, интерактивных, компьютерных, информационно-коммуникационных, проектной и исследовательских технологий в образовательный процесс. Создание сайта института и научного психолого-педагогического журнала «Кафедра».

Работа по здоровьесберегающему направлению модернизации современного образования. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования. Направления работы – базовая школа, глобальная сеть, профильная школа, предшкольное образование, стандартизация образования, ЕГЭ, работа с одаренными детьми, начальное профессиональное образование, духовно-нравственное воспитание, участие институтов гражданского общества в развитии регионального образования, инновационные процессы.

Заключен договор о сотрудничестве с Тверской епархией Русской православной церкви.

2009 – 2020 гг.

Реализация модели модульно-векторной подготовки педагогических кадров. Разработка инновационных региональных моделей: базовая школа сельского

образовательного округа; модель сетевого взаимодействия школ округа; модель воспитательной системы базовой школы; модель участия институтов гражданского общества в управлении образованием.

Осуществление научно-методического сопровождения деятельности базовых школ, введения профильного обучения на старшей ступени образования, переход на новый базисный учебный план; эксперимента по переходу на новую систему оплаты труда работников общеобразовательных учреждений; комплексного проекта модернизации образования (КПМО) Тверской области, приоритетного национального проекта «Образование», областных конкурсов «Таланты Верхневолжья», «Я – гражданин России», «Растим патриотов».

Совершенствование моделей организации летнего отдыха детей и подростков. Разработка и апробация здоровьесберегающих технологий, стандартизация диагностического инструментария здоровья детей, валеологическое содержание образования; психологическое сопровождение опытно-экспериментальной работы на базе пилотных школ Тверской области по проблемам «Здоровьесберегающее обучение», «Одаренные дети».

Реализация каскадно-кластерной модели научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов и управленческих кадров. Апробация в тверском регионе учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Осуществление научно-методического сопровождения в Тверской области мероприятий Года учителя. Мониторинг реализации приоритетного национального проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования. Разработка региональной модели аттестации руководящих и педагогических кадров. Организационно-технологическое сопровождение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в Тверской области.

Реализация инновационного проекта Тверской области «Кабинеты здоровья – координационные центры формирования здорового образа жизни школьников». Моделирование воспитательного пространства образовательного учреждения, села, города – создание воспитательной системы образовательного учреждения различного типа; межмуниципальные обучающие семинары «Базовая школа как ресурс территориального образовательного округа».

Осуществление научно-методического сопровождения внедрения в образовательную практику регионального краеведения, проведение региональных педагогических краеведческих чтений. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Научно-методическое сопровождение опережающего введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Введение новой формы аттестации педагогических работников.

Обеспечение комфортных условий образования (оптимизация образовательного процесса). Расширение участия общественности в управлении образовательными учреждениями.

Методическое сопровождение Всероссийской программы «Корнями дерево сильно» на территории Тверской области и конкурса в образовательных учреждениях «История твоей семьи в истории тверской земли». Апробация региональной модели работы с одаренными детьми. Научно-методическое сопровождение работы тьюторов кабинетов здоровья. Проведение первого регионального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России».

Модульно-накопительная система повышения квалификации. Постоянно действующие семинары «Школа молодого учителя», «Роль базовой школы в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения», «Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГТ».

Организационно-методическое сопровождение фестиваля инновационных идей и конкурса «Педагогический дебют».

Научно-методическая работа по направлению «Инклюзивное образование»; стажировочная площадка «Переход к индивидуальным программам по сохранению и укреплению здоровья школьников – инновации в здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений». Исследование причин социального сиротства в тверском регионе; открытие школы приемных родителей. Разработка концепции духовно-нравственного воспитания; интеграция основного и дополнительного образования.

Реализация мер, обеспечивающих выполнение требований федеральных и региональных нормативных документов для функционирования образовательных учреждений в условиях пандемии COVID-19.

2021 – 2022 гг. Открытие  на базе ГБОУ ДПО ТОИУУ в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Тверской области (ЦНППМ)  для научно-методического сопровождения и профессиональной поддержки педагогов и управленческих кадров региона.

Проведение мероприятий в связи с утверждением Министерством просвещения новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, которые начинают действовать с 01.09.2022 г. на всей территории Российской Федерации. (Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования»; Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования».)

Работа по обеспечению высокого качества образования с использованием современных, в том числе цифровых технологий, развитию функциональной грамотности, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся.