Часто задаваемые вопросы

Обязан ли педагогический работник проходить аттестацию в целях установления квалификационной категории?
Прохождение аттестации в целях установления первой или высшей квалификационной категории, квалификационной категории педагог-методист» или «педагог-наставник» не является для педагогического работника обязательным и осуществляется исключительно по желанию самого педагогического работника. Педагогический работник, не имеющий квалификационной категории, обязан один раз в 5 лет проходить аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

Какие нормативные правовые акты регулируют предоставление государственной услуги по аттестации педагогических работников?
Проведение аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории регулируется следующими нормативными правовыми актами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 49).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
3. Приказ Министерства образования Тверской области от 23.05.2023 № 567-НП/ПК «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Тверской области».
4. Приказ Министерства образования Тверской области от 03.07.2023 № 726/ПК «Об утверждении регламента работы аттестационной комиссии по проведению аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Тверской области, педагогических работников муниципальных и частных организаций, расположенных на территории Тверской области, осуществляющих образовательную деятельность».

Какие педагогические работники имеют право на прохождение аттестации в целях установления квалификационной категории?
Право на прохождение аттестации в целях установления квалификационных категорий имеют педагогические работники, замещающие должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225, в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем замещения должностей педагогических работников в той же организации наряду с работой, определенной трудовым договором (наряду с работой руководителями организаций, их заместителями, другими работниками).
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, с которой педагогический работник состоит в трудовых отношениях, должна быть расположена на территории Тверской области, находиться в ведении Тверской области или является муниципальной либо частной организацией и иметь действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Какие обязательные документы должен подать педагогический работник в аттестационную комиссию, чтобы пройти аттестацию на установление первой или высшей квалификационной категории?
Для прохождения аттестации в целях установления первой или высшей квалификационной категории педагогический работник подает в аттестационную комиссию:
1. Заявление о проведении аттестации.
2. Паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации документом, удостоверяющим личность заявителя.
3. Справку с места работы о занимаемой должности.
4. Копию приказа об установлении квалификационной категории (если педагогическому работнику ранее устанавливалась первая или высшая квалификационная категория).

Какие дополнительные документы может представить педагогический работник для подтверждения права пройти аттестацию в целях установления первой или высшей квалификационной категории без проведения специалистами всестороннего анализа их профессиональной деятельности (по «упрощенной форме»)?
Педагогический работник, желающий пройти аттестацию в целях установления первой или высшей квалификационной категории по «упрощенной форме», вместе с обязательными документами может представить в аттестационную комиссию один из следующих документов:
1. Аналитическую справку о результатах профессиональной деятельности, подписанную руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, и председателем выборного органа первичной профсоюзной организации. Аналитическая справка может быть представлена педагогическим работником в случае, если он претендует на повторное установление (подтверждение) имеющейся у него первой или высшей квалификационной категории.
2. Справку, подписанную педагогическим работником, о том, что он в течение трех лет перед подачей заявления ежегодно участвовал в качестве специалиста в проведении всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, проходящих аттестацию в целях установления первой или высшей квалификационной категории. Справка может быть представлена педагогическим работником, который претендует на повторное установление (подтверждение) ранее установленной ему первой или высшей квалификационной категории.
3. Документы, подтверждающие наличие государственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия и иных наград, полученных за достижения в педагогической деятельности, награждений за получение призовых мест в конкурсах профессионального мастерства педагогических работников.
4. Документы, подтверждающие наличие государственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия, полученных за достижения в спортивной подготовке лиц, ее проходящих, а также результаты конкурсов профессионального мастерства педагогических работников, участвующих в реализации программ спортивной подготовки.

Какие награды и награждения позволяют педагогическому работнику пройти аттестацию на установление первой или высшей квалификационной категории без проведения специалистами всестороннего анализа их профессиональной деятельности (по «упрощенной форме»)?
В соответствии с абзацем четвертым пункта 31 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 (далее – Порядок проведения аттестации), региональная аттестационная комиссия приняла решение от 12.09.2023 № 8 проводить аттестацию без привлечения специалистов для проведения всестороннего анализа профессиональной деятельности (по «упрощенной форме») следующих педагогических работников:
1) имеющих государственные награды и почетные звания Российской Федерации, полученные за достижения в педагогической деятельности;
2) имеющих ведомственные награды и знаки отличия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, полученные за достижения в педагогической деятельности;
3) имеющих награды Тверской области, награды Губернатора Тверской области, награды Законодательного Собрания Тверской области, полученные за достижения в педагогической деятельности;
4) занявшие призовые места (1-3 место) в конкурсах профессионального мастерства педагогических работников, организуемых федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации на региональном и федеральном уровне.
Также в соответствии с абзацем пятым пункта 31 Порядка проведения аттестации «по упрощенной форме» проводится аттестация педагогических работников, участвующих в реализации программ спортивной подготовки, имеющих государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия, полученные за достижения в спортивной подготовке лиц, ее проходящих, а также являющихся победителями конкурсов профессионального мастерства в области физической культуры и спорта, на основании учета мнения (решения) рабочей группы аттестационной комиссии по отрасли «Физическая культура и спорт».
Аттестация педагогических работников, имеющих награды исполнительных органов Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, юридических и физических лиц, общественных объединений и организаций проводится в установленном порядке с учетом всестороннего анализа их профессиональной деятельности, проведенного специалистами. При этом указанные награды учитываются при проведении аттестации таких педагогических работников путем начисления им дополнительного количества баллов.
В случае возникновения спорных ситуаций по проведению аттестации педагогического работника, желающего пройти аттестацию по «упрощенной форме» на основании иных наград или иных конкурсов профессионального мастерства, решение о проведении его аттестации по «упрощенной форме» принимается на заседании аттестационной комиссии в индивидуальном порядке.

Какие документы должен подать педагогический работник в аттестационную комиссию, чтобы пройти аттестацию на установление квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник»?
Для прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник» педагогический работник подает в аттестационную комиссию:
1. Заявление о проведении аттестации.
2. Паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации документом, удостоверяющим личность заявителя.
3. Справку с места работы о занимаемой должности.
4. Копию приказа об установлении высшей квалификационной категории.
5. Ходатайство руководителя организации (работодателя) в аттестационную комиссию, характеризующее деятельность педагогического работника, направленную на совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации, согласованного с выборным органом соответствующей первичной профсоюзной организации.

Как можно подать заявление на проведение аттестации в целях установления квалификационной категории?
Заявление о проведении аттестации и прилагаемые к нему документы можно подать в аттестационную комиссию одним из следующих способов:
1) обратиться лично в ГБОУ ДПО Тверской областной институт усовершенствования учителей;
2) обратиться лично в любой филиал ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»;
3) направить по почте в адрес ГБОУ ДПО Тверской областной институт усовершенствования учителей с уведомлением о вручении и описью вложения;
4) направить в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

На каком основании педагогическому работнику может быть отказано в приеме заявления на проведение аттестации с целью установления квалификационной категории?
Основания для отказа в приеме от педагогических работников заявлений для прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории не предусмотрены. Вместе с тем после рассмотрения заявления педагогического работника аттестационная комиссия может отказать ему в проведении аттестации при наличии соответствующих оснований.

На каком основании аттестационная комиссия может отказать педагогическому работнику в проведении аттестации?
Педагогическому работнику может быть отказано в проведении аттестации по одному из следующих оснований:
1) должность педагогического работника не соответствует номенклатуре должностей педагогических работников или педагогический работник работает в организации, которая не расположена на территории Тверской области, или не находится в ведении Тверской области, или не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности;
2) заявление в целях установления высшей квалификационной категории подано педагогическим работником, не имеющим (не имевшим) по одной из должностей педагогических работников первой или высшей квалификационной категории;
3) заявление в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или квалификационной категории «педагог-наставник» подано педагогическим работником, не имеющим высшей квалификационной категории;
4) заявление подано педагогическим работником, которому аттестационной комиссией было отказано в установлении этой же квалификационной категории, ранее чем через один год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения;
5) педагогический работник на день подачи заявления не замещает должности, по которой он желает пройти аттестацию, в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
6) заявление о проведении аттестации не содержит обязательных сведений, либо содержит недостоверные сведения.

По какой форме заполняется заявление о проведении аттестации в целях установления квалификационной категории?
Заявление подается в аттестационную комиссию в свободной форме, с обязательным указанием сведений об уровне образования (квалификации) педагогического работника, о показателях и результатах профессиональной деятельности, соответствующих основаниям для установления первой или высшей квалификационной категории, имеющихся квалификационных категориях и должности, по которой педагогический работник желает пройти аттестацию или о результатах деятельности, связанной с методической работой или наставничеством, имеющейся высшей квалификационной категории и квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник», по которой педагогический работник желает пройти аттестацию, а также с обязательным согласием педагогического работника на обработку, передачу и распространение персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Кроме обязательных сведений, педагогический работник указывает в заявлении иные сведения, которые считает необходимым сообщить о своей профессиональной деятельности, подтверждающие ее соответствие основаниям для установления ему заявленной квалификационной категории.
Примерная форма заявления, соответствующего всем указанным требованиям, приведена в приложении к административному регламенту предоставления государственной услуги «Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Тверской области», утвержденному приказом Министерства образования Тверской области от 23.05.2023 № 567-НП/ПК.
Для помощи в заполнении заявления рекомендуется предварительно ознакомиться материалами, размещенными в разделе «Форма и образцы заявлений на проведение аттестации».

На какой срок устанавливается первая или высшая квалификационная категория?
Квалификационная категория устанавливается педагогическому работнику со дня вынесения решения аттестационной комиссией, окончание срока действия квалификационной категории, установленной педагогическому работнику после 01.09.2023, не устанавливается.

Через какое время после начала профессиональной деятельности педагогический работник может подать заявление о проведении аттестации на первую квалификационную категорию?
Право педагогического работника подать заявление о проведении аттестации на установление первой квалификационной категории не ограничивается какими-либо сроками.
Педагогический работник самостоятельно определяет свою готовность к прохождению аттестации на первую квалификационную категорию, исходя из самоанализа своей профессиональной деятельности по показателям, которые предусмотрены Положением о проведении аттестации:
1) стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией (учитываются результаты контрольных, самостоятельных, срезовых и комплексных работ обучающихся);
2) стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (учитываются результаты всероссийских проверочных работ обучающихся: ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, ГТО и т.д.);
3) выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (учитываются результаты работы по привлечению учащихся к самостоятельной исследовательской, научной, творческой, иной деятельности в предметной сфере, их участие в олимпиадах, конкурсах соревнованиях под руководством педагогического работника);
4) личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации (учитываются позитивные результаты внеурочной деятельности по предмету, кружки, элективные курсы, факультативные курсы, внеклассные мероприятия, семинары, мастер - классы, выступление на методических объединениях, публикации на различных сайтах в т. ч. и дистанционно, публикации своих методических материалов на различных сайтах, ведение странички собственного сайта, руководство педагогической практикой, в т. ч. практикой студентов). Необходимо отметить, что педагогические работники-победители всероссийских конкурсов профессионального мастерства, проводимых федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, занявшие 1-3 место на федеральном и региональном уровне, проходят аттестацию без проведения специалистами всестороннего анализа их профессиональной деятельности по вышеперечисленным показателям (по «упрощенной форме»).

Через какое время после установления первой квалификационной категории педагогический работник может подать заявление о проведении аттестации на высшую квалификационную категорию?
Порядок проведения аттестации не ограничивает какими-либо сроками право педагогического работника, имеющего (имевшего) первую квалификационную категорию по одной из должностей педагогических работников, обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по указанной в заявлении должности.
Вместе с тем пунктом 36 Порядка проведения аттестации определены показатели профессиональной деятельности, на основе которых педагогическим работникам может быть установлена высшая квалификационная категория. Они существенно отличаются от показателей, на основе которых устанавливается первая квалификационная категория.
Очень важно, чтобы педагогические работники, которым установлена первая квалификационная категория, при принятии решения об участии в аттестации в целях установления высшей квалификационной категории предварительно провели объективный анализ своей профессиональной деятельности в целях самостоятельной оценки ее соответствия показателям, на основе которых аттестационная комиссия принимает решение об установлении высшей квалификационной категории.

На основании каких показателей профессиональной деятельности педагогическому работнику устанавливается первая квалификационная категория?
Первая квалификационная категория педагогическому работнику устанавливается на основе следующих показателей его профессиональной деятельности:
1) стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией;
2) стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»);
3) выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
4) личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации.

На основании каких показателей профессиональной деятельности педагогическому работнику устанавливается высшая квалификационная категория?
Высшая квалификационная категория педагогическому работнику устанавливается на основе следующих показателей его профессиональной деятельности:
1) достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов, проводимых организацией;
2) достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»);
3) выявление и развитие способностей обучающихся в научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
4) личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
5) активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Какие показатели профессиональной деятельности являются основанием для установления педагогическому работнику квалификационной категории «педагог-методист»?
Квалификационная категория «педагог-методист» устанавливается педагогическому работнику на основе следующих показателей деятельности, не входящей в его должностные обязанности по занимаемой в организации должности:
1) руководство методическим объединением педагогических работников образовательной организации и активное участие в методической работе образовательной организации;
2) руководство разработкой программно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе методического сопровождения реализации инновационных образовательных программ и проектов в образовательной организации;
3) методическая поддержка педагогических работников образовательной организации при подготовке к участию в профессиональных конкурсах;
4) участие в методической поддержке (сопровождении) педагогических работников образовательной организации, направленной на их профессиональное развитие, преодоление профессиональных дефицитов;
5) передача опыта по применению в образовательной организации авторских учебных и (или) учебно-методических разработок.

Какие показатели профессиональной деятельности являются основанием для установления педагогическому работнику квалификационной категории «педагог-наставник»?
Квалификационная категория «педагог-наставник» устанавливается педагогическому работнику на основе следующих показателей деятельности, не входящей в его должностные обязанности по занимаемой в организации должности:
1) руководство практической подготовкой студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным программам высшего образования;
2) наставничество в отношении педагогических работников образовательной организации, активное сопровождение их профессионального развития в образовательной организации;
3) содействие в подготовке педагогических работников, в том числе из числа молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства;
4) распространение авторских подходов и методических разработок в области наставнической деятельности в образовательной организации.

Какой документ подтверждает установление педагогическому работнику квалификационной категории?
Квалификационная категория устанавливается педагогическому работнику решением аттестационной комиссии и вступает в силу со дня его вынесения.
На основании решения аттестационной комиссии Министерство образования Тверской области принимает приказ об установлении педагогическим работникам квалификационных категорий по результатам аттестации, который размещается на своем сайте по ссылке: https://минобр.тверскаяобласть.рф/deyatelnost-iogv/napravleniya/attestatsiya-rabotnikov/attestatsiya-ped-rabotnikov.

Как можно получить выписку из приказа Министерства образования Тверской области для подтверждения полученной педагогическим работником квалификационной категории?
Заверенную в установленном порядке выписку из приказа Министерства образования Тверской области об установлении педагогическому работнику квалификационной категории по результатам аттестации можно получить в отделе аттестации педагогических кадров ГБОУ ДПО Тверской областной институт усовершенствования учителей:
1) при личном обращении педагогического работника – лично в руки при предъявлении паспорта;
2) при обращении представителя педагогического работника – указанному представителю при предъявлении паспорта и доверенности, выданной педагогическим работником.